Прочность металла на примере ж/д рельс.
Вообще прочность металла – это способность металла сопротивляться разрушению под воздействием внешних нагрузок. Испытание металлом на прочность происходит на специальном оборудовании.
Для контроля рельс на прочность необходимо испытать рабочие образцы на разных участках. Для этого моделируется несколько экстраординарных ситуаций, которые и докажут прочность изделия или наоборот его не пригодность. Так называемый «пульсатор» — что-то среднее между прессом и отбойным молотком. Когда по железной дороге идет поезд, рельс под давлением изгибается. Поэтому малейший изъян может быть причиной непригодности рельса. От вибрации примерно через три месяца эффект разрушения будет такой, что может привести к трагедии. Пульсатор давит на образец рельса с силой 60 тонн интервалом 5 раз в секунду. Подобные действия повторяют то, что если бы по ж/д дороге шел грузовой состав.
Также прочность рельсов можно проверить воздействием холода. После заморозки в 50-60 градусов рельсы кладут на подставку. После установки с определенной высоты на рельс падает груз около тонны. Качественные рельсы помимо железа содержат три элемента таблицы Менделеева – углерод, хром и ванадий. Именно ванадий делает сталь мелкозернистой, после чего даже при низких температурах трещины исключены. Основная добыча железорудного сырья с ванадием происходит на уральской горе Качканар. Важно убедиться, что во время отливки в сталь не попали посторонние примеси, из-за которых снижается прочность рельсов. А убедиться в этом можно следующим образом: берется проба металла рельса, шлифуется на специальном оборудовании и отправляется под электронный микроскоп. Увеличенное в 100 раз изображение поверхности металла выводится на компьютер.
Странно, но рельсы проверяют и на гибкость. Не пластичный металл со временем будет опасен при воздействии на него нагрузок. Для этого эксперимента берется часть рельса, на ктокарном станке вытачивается определнного вида изделие и вставляется в зажимы гидравлического станка. Далее заготовка тянется в разные стороны. Плохой образец сломается при малейшем воздействии.
Компания «Ярсовтех» занимается производством кованных изделий, винтовых свай и других нестандартных металлоконструкций. Выбор качественного металла – один из важных показателей долгой службы изделия.
В случае винтовых свай, а точнее фундаментов на винтовых сваях – металлопрокат должен быть произведен строго по ГОСТУ, а также нормально реагировать на электрогазосварку. В случае, если металл при резке то слишком твердый, то слишком мягкий – его срочно необходимо отправить назад поставщику с вытекающими последствиями. Винтовые сваи из такого металлопроката делать нельзя.
Материал подготовлен специалистами ООО «Ярсовтех».