Бремя налогов (налог на земельный участок)
Каждый из нас пользуется такими благами цивилизации как: телевидение, телефон, компьютер. Каждому человеку постоянно приходится платить за эти блага, а точнее за электроэнергию которую они потребляют. Те из нас кто пытается убежать от цивилизации и хочет стать ближе к природе покупают земельные участки в пригороде, но следует помнить, что за это тоже придётся платить, причём ежегодно. Сейчас речь пойдйт о земельном налоге.
Налог и налогоплательщики
Использование земли в Российской Федерации в соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) является платным. Формы денежных сборов — земельный налог (ЗН) и арендная плата.
До 1 января 2006 г уплату земельного налога регулировали два законодательных акта одновременно: Налоговый кодекс РФ (НК РФ) и Закон РФ «О плате за землю» от 11 октября 1991 г. № 1738-1. Собственники земли платили налог по квитанциям, которые присылались из налоговой инспекции. А те, чьи наделы входили в состав садовых товариществ и кооперативов, — опосредованно (через председателя товарищества). И не всегда было понятно, с какой именно стоимости участка налогоплательщики должны уплачивать налог: с нормативной, рыночной или кадастровой.
Более того, налог, действовавший до 2005 г., взимался согласно расчётам, проведённым ещё в 1991 г. И хотя за прошедший временной период ставки ЗН несколько раз индексировались, всё же экономический смысл налоговых сборов был практически сведён к нулю, ведь их размер совершенно не соответствовал ценности земли. С 1 января 2006 г. Закон РФ «О плате за землю» утратил силу, и с этого времени порядок и сроки оплаты ЗН определяет исключительно гл. 31 НК РФ «Земельный налог». Таким образом, ушла в прошлое уравниловка, и налог теперь взимают «по справедливости». Правда, обрадовало это немногих, особенно огорчились те, у кого сумма выплат повысилась в 2-3 раза. О том, почему так произошло, чуть позже, а пока разберёмся с общими положениями законодательных актов, касающихся вопроса о земельном налоге.
Плательщиками данного налога (в соответствии со ст. 388 НК РФ) являются организации и физические лица, обладающие земельными участками по праву собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Земельный налог является местным налогом. Его устанавливают и вводят в действие нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований. Определяется он на основании двух показателей — кадастровой стоимости участка и налоговой ставки.
Кадастровая стоимость земли
Суть нового подхода к исчислению земельного налога заключается в том, что в качестве налоговой базы теперь выступает кадастровая стоимость участка, признаваемого объектом налогообложения. Для её определения проводится государственная кадастровая оценка земель, осуществляемая в соответствии с Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316. Организатором является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости («Роснедвижимость»).
При составлении земельного кадастра типичные участки земли в различных регионах страны объединяют в группы в зависимости от качества почвы, места расположения, близости лесного массива или водоёма, наличия развитой инфраструктуры и т. д. Все сведения заносят в Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ). Этот документ содержит следующие данные о земельном участке: кадастровый номер, местоположение (адрес), площадь; категория земли и разрешённое использование; вещные права и ограничения (обременения); описание границ надела, его отдельных частей; экономические и качественные характеристики; наличие объектов недвижимого имущества. Каждому участку, права на который подлежат государственной регистрации в ЕГРЗ на недвижимое имущество и сделок с ним, присваивается кадастровый номер.
Кадастровую стоимость земельного участка определяют по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики должны быть проинформированы органами местного самоуправления о кадастровой стоимости участков не позднее 1 марта текущего года.
Кадастровая оценка земель должна проводиться систематически, чтобы сведения, содержащиеся в ЕГРЗ, не устаревали. В европейских странах её осуществляют раз в пять лет, в России — не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет. Поэтому нужно быть готовыми к тому, что кадастровая стоимость вашего участка периодически будет меняться, а следовательно, за свои родные 6,10 или 30 соток платить придётся больше. На сегодняшний день в Московской области кадастровая стоимость шести соток, расположенных в дачных и садовых кооперативах, варьируется от 2436 до 574 000 руб. (за весь участок). Земли с назначением под индивидуальное жилищное строительство имеют более высокую кадастровую стоимость.
Не следует приравнивать кадастровую стоимость земли к рыночной. Хотя первая и L ориентируется на вторую, рыночная стоимость всё же несколько (а иногда и существенно) выше.
Перевод земли из одной категории в другую или изменение вида разрешённого использования земельного участка влияют на кадастровую стоимость. Перемены, произошедшие в течение года, учитываются специалистами налоговых органов в следующем налоговом периоде.
Налоговая ставка
Один из показателей, от которого зависит новый порядок взимания налога на землю, — это кадастровая стоимость. Второй — налоговая ставка. Она устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не может превышать определенного законом процента в отношении земельных участков соответствующего целевого назначения, а именно:
— 0.3% — для участков, отнесённых к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования, в поселениях, осуществляющих с/х производство;
— для участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры или предоставленных под жилищное строительство;
— для участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
— 1,5% — для земельных участков иного целевого назначения.
Порядок оплаты
Сумму земельного налога специалисты налоговой инспекции, находящейся по месту расположения участка, рассчитывают следующим образом: площадь участка умножают на кадастровую стоимость 1 м2 земли, затем полученное произведение умножают на ставку налога.
Не менее чем за 30 дней до наступления срока уплаты (как правило, не позднее 1 августа) налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление, в котором указаны налоговая база, размер налога, а также срок его уплаты.
Заплатить можно либо одним платежом, либо равными долями в два приёма — не позднее 15 сентября и 15 ноября. Но эта схема действует для тех, у кого оформлено право собственности на землю. Если же право собственности не оформлено, то в отношении земельных участков, находящихся в долевой собственности, налоговую базу определяют для каждого из налогоплательщиков пропорционально его доле в общей долевой собственности, а в общей совместной собственности — в равных долях. В таком случае земельный налог платит председатель кооператива, который предварительно взимает «дань» с членов товарищества.
К сожалению, иногда эта «дань» существенно завышена (в личных интересах председателя кооператива). Чтобы быть уверенным, что вы не переплачиваете сверх установленного норматива, вам необходимо выяснить два показателя: кадастровую стоимость своего участка и налоговую ставку. Кадастровую стоимость можно узнать либо в районном отделе Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, либо на сайте данного агентства — www.kadastr.ru. На сайте имеется ссылка на интерактивную кадастровую карту России. На ней надо найти свой земельный округ, а затем — конкретный участок. Введя кадастровый номер своего земельного участка, вы узнаете его кадастровую стоимость. За информацией о налоговой ставке можно обратиться в представительный орган муниципального образования, в которое входит ваш участок. Выяснив оба показателя, вам останется лишь подсчитать величину ЗН. Например, кадастровая стоимость участка под дачное строительство № 50:23:0000000:0174 площадью 15 000 м2 в Раменском районе Московской области — 13 644150 руб. Налоговая ставка для данной категории земель — 0,15%. Таким образом, сумма земельного налога на участок составит 2047 руб.
Если вы приобрели (или продали) участок в середине налогового периода, то исчисление суммы налога на него производят с учётом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом если возникновение (или прекращение) права собственности произошло до 15 числа соответствующего месяца, то за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Поговорим о штрафах
Что будет, если вы не заплатите вовремя земельный налог? Во многом это зависит от причин, которые привели к несвоевременному исполнению налогоплательщиком своих обязанностей. Так, если налог не уплачен в установленные сроки по независящим от него обстоятельствам (например, не утверждена кадастровая стоимость участка), то пени за просрочку не взимаются.
Однако к злостным неплательщикам отношение иное. Если налогоплательщик получил уведомление, но своевременно не заплатил сумму налога, ему придётся уплатить пени. В том случае, когда он уклоняется от получения налогового уведомления, бумагу посылают по почте заказным письмом. Данное уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, которая принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка России.
Не прошёл амнистию — всё равно плати
Не секрет, что многие земельные участки до сих пор находятся в «подвешенном» состоянии, то есть права собственности на них не оформлены. Даже несмотря на «дачную амнистию», существенно упростившую процедуру приобретения прав собственности. Будут ли владельцы таких участков платить земельный налог? Порядок налогообложения участков, права на которые длительное время не регистрируются в соответствии с законодательством РФ, изложен в письме Минфина Российской Федерации № 03-05-05-02/82 от 29.12.2007 г.
В частности, там говорится о том, что в случае отсутствия в ЕГРЗ информации о существующих правах на земельные участки плательщики земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов. удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 .07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Отдельно упоминаются земельные участки, предоставленные после введения в действие данного закона на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления. Если права на них не зарегистрированы в соответствии с законом №122-Федерального Значения, то отсутствие государственной регистрации соответствующих прав на участок не является основанием для освобождения от уплаты земельного налога.
Государственная регистрация соответствующих прав на объекты недвижимого имущества хотя и является обязательной, но носит заявительный характер. Поэтому с гражданами, длительное время не регистрирующими права на земельные участки в соответствии с законодательством, государство решило поступать жёстко, рассматривая такое поведение как уклонение от налогообложения и рекомендуя налоговым органам применять предусмотренные ст. 122 НК РФ меры ответственности при совершении умышленного налогового правонарушения.
Предмет земельного налога — непосредственно земельный участок.
Объект земельного налога — право собственности на земельный участок.
Источник налога — резерв, используемый для уплаты налога: доход и капитал налогоплательщика. Например, источником земельного налога часто бывает доход, полученный от использования участка.
Налоговая ставка (норма налогообложения) — величина налога на единицу обложения (в данном случае на единицу земельной площади).
Земельный кадастр (3. к.) — систематизированный свод достоверных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Данные 3. к. используются при налоговом обложении землевладельцев, регистрации поземельных сделок, залоге земель и т. п. В 3. к. содержится информация о собственниках земли, об общей площади, месте расположения и конфигурации участков, указывается состав угодий, их качество, доходность, цена земли.
Налоговая база — характеристика объекта налогообложения, служащая основой для определения размера налога.
Налоговый период — временной промежуток, за который формируется налоговая база и за который платится налог.
Налогоплательщик — физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить установленные Налоговым кодексом РФ налоги и сборы.
Земельный налог (ЗН) — один из целевых реальных налогов, то есть тех, которые исчисляются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров доходов. Представляет собой одну из форм платы за землю в связи с установлением платности землепользования. ЗН взимается в соответствии с гл. 31 НК РФ и определяется НК РФ, а также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налоговое уведомление — документ, направляемый налоговым органом налогоплательщику и содержащий расчёт суммы налога и порядок его уплаты.
Налоговая декларация — документ установленной формы, в котором отражены все необходимые для налогообложения сведения. Подаётся налогоплательщиком в налоговые органы.